Своевременное выявление и преодоление трудностей в обучении у первоклассников

Своевременное выявление и преодоление трудностей в обучении у первоклассников
Первый класс – самый главный год в жизни ребенка!
      В этот период формируются навыки учебной работы, волевые качества, продолжает развиваться память, речь, так же должно возникать и укрепляться самоуважение: «Я научился! Я правильно выполнил задание! Я смог сделать сам!» Нет первоклассника, который не мечтал бы хорошо учиться в школе, и нет учителя, который не хотел бы ему помочь. Точно также не бывает и родителей, которые не желали бы добра своему ребенку. Однако уже в первые школьные дни у маленьких учеников появляются разнообразные проблемы.Как правило, такие первоклассники уже в начале школьного обучения попадают в разряд неуспевающих, а родители, и учителя зачастую склонны объяснять школьные трудности ребенка невоспитанностью, невнимательностью, тем, что он «не старается». В действительности же за особенностями такого поведения ребенка скрываются серьезные причины неблагополучия в работе нервной системы. Выделяют десять основных проблем школьной неуспеваемости.
1.Не слышит учителя.
 Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить снижение физического слуха. Установить степень снижения слуха может лор-врач. Трудности включения в учебный процесс: ребенок не понимает и не принимает учебную ситуацию в силу своей психологической незрелости, несформированности учебной мотивации.       Многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить. Бывают дети, которые не могут сосредоточиться, когда в классе шумно. Такому ребенку требуется стимулирующая помощь учителя: ободрите, похвалите, нацельте его на успех. Возможно,  ребенок физически ослаблен. В семье не обеспечивается режим дня и питания, нарушена формула сна. Ребенку семи лет, особенно в период адаптации, необходимо спать не менее 10 часов.
2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи.
    Очевидно, у ребенка недостаточный уровень словесно-логического мышления. Возможно, это временная задержка развития, и ребенку просто нужно помочь её преодолеть. Определить причины и спланировать индивидуальную  работу помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед.
3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п.
     Возможно, это гиперактивный ребенок, который не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Может потребоваться помощь невролога. Так же может проявляться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или протестная реакция на сложное задание.
4. Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе.
       У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений. При письме двигает языком или ногами, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание.  Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о сниженном энергетическом потенциале организма. Необходимо выполнять упражнения, повышающие и оптимизирующие функциональный статус мозга.
5. При письме рука устает; дрожит; слабеет; сильно напрягается.
     Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок).Нередко испытывают повышенную тревожность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Есть масса способов развить мелкую моторику.
6. Говорит непонятно, очень тихо.
       Скорее всего, это замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развернутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи постепенно снимут проблему.
7. При чтении не может плавно прочитать фразу, спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».
         Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности.
8. Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем.
        Замедленный темп деятельности. Повышенная утомляемость, истощаемость. Отсутствие интереса, мотивации к учебе. Так же будет проявлять себя ребенок с повышенным внутричерепным давлением (лечение  у невролога). На уроке дайте возможность работать ребенку в свойственном ему темпе, вместе с родителями формируйте навыки организации учебного труда.
9. Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.
         Слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах.
        В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые сверстники и взрослые) у детей может проявиться  сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно- эмоциональный контакт с учителем.
10. Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.
Недостаточный уровень развития памяти и внимания. Может быть у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, проговаривание.
       То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чем говорится).
         Таким образом, качественное выявление причин школьной неуспеваемости позволит учителям и специалистам своевременно оказывать необходимую помощь первоклассникам и успешно компенсировать трудности в обучении.









Комментариев нет:

Отправить комментарий