Речевая готовность к школе

Современные образовательные стандарты нового поколения определяют содержание и общие тенденции процесса обучения в начальной школе. Исходя из этих стандартов, можно говорить о том, что в связи с усложнением программных требований многократно возрастает нагрузка на младших школьников по всем основным дисциплинам. Так, например, при изучении русского языка добукварный период  обучения грамоте заметно сокращается, многие темы «проходятся» в убыстренном темпе, помимо практических аспектов чрезмерно много внимания уделяется изучению экстралингвистических знаний и т.д.
Подобные тенденции требуют, с одной стороны, высочайшего педагогического мастерства учителя начальной школы, а, с другой – абсолютной готовности младших школьников к овладению сложными речеязыковыми умениями и навыками. Психолого-педагогическое изучение первоклассников, поступающих в общеобразовательное учреждение, убедительно показывает, что более 70% детей нуждается в той или иной степени в логопедической помощи. При этом в ряде случаев, речь идет о продолжении оказания этой  помощи, начатой еще в дошкольном возрасте.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь  процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе  во многом определяется уровнем  речевого развития.  Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и   письмом.
Цель моего собеседования:
совместно с учителем, психологом наметить воспитательную тактику, способствующую более успешному обучению ребёнка в соответствии с его особенностями.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
- правильное произношение всех звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение элементарными навыками звукового анализа;
- словарный запас;
 - грамматический строй речи;
- связную речь;
- речевую коммуникацию;
- мелкую моторику рук.
Звукопроизношение
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 - 6 годам он  должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение элементарными навыками звукового анализа:
- умение выделять начальный гласный звук из слова;
- анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
 - анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- определять количество и последовательность звуков в слове
- называть слова на заданный звук.
- Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около  3000  слов). В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой – старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
 Грамматический строй речи
В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью,
- умение работать с предложением,
- правильно строить простые предложения,
- видеть связь слов в предложениях,
- распространять предложения второстепенными и однородными членами,
- работать с деформированным предложением,
- самостоятельно находить ошибки и устранять их,
 - составлять предложения по опорным словам и картинкам. 
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание:
·         на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
·         на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
·         на лексику (полнота использования лексики),
·         на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения),
·         на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
Речевая коммуникация
·         ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
·         уметь слушать и понимать речь,
·         строить общение с учетом ситуации,
·         легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
·         ясно и последовательно выражать свои мысли,
·         пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика пальцев рук
Для развития мелкой моторики необходимо рисовать, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).
Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз. Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова.
Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым.
  Так задаются образцы определенного жизненного стиля.

Готовы ли родители к школе?
·         Жертвовать своим личным временем  и некоторыми привычками.
·         Сдерживать свои эмоции.
·         Не кричать, не унижать и не обижать.
·         Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
·         Не наказывать ребенка без причины.
·         Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
·         Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.
Восточная мудрость гласит: отец выше ста учителей, а мать выше ста отцов!
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он "вырастет, и сам научиться говорить". Необходимо обратиться к логопеду!




  




   



Комментариев нет:

Отправить комментарий