Современные
образовательные стандарты нового поколения определяют содержание и общие
тенденции процесса обучения в начальной школе. Исходя из этих стандартов, можно
говорить о том, что в связи с усложнением программных требований многократно
возрастает нагрузка на младших школьников по всем основным дисциплинам. Так,
например, при изучении русского языка добукварный период обучения грамоте
заметно сокращается, многие темы «проходятся» в убыстренном темпе, помимо
практических аспектов чрезмерно много внимания уделяется изучению
экстралингвистических знаний и т.д.
Подобные
тенденции требуют, с одной стороны, высочайшего педагогического мастерства
учителя начальной школы, а, с другой – абсолютной готовности младших школьников
к овладению сложными речеязыковыми умениями и навыками.
Психолого-педагогическое изучение первоклассников, поступающих в
общеобразовательное учреждение, убедительно показывает, что более 70% детей нуждается в той или иной
степени в логопедической помощи. При этом в ряде случаев, речь идет о
продолжении оказания этой помощи, начатой еще в дошкольном возрасте.
Когда
говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и
знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные
компоненты.
Наша
речь – процесс общения, поэтому
готовность или неготовность к обучению в школе во многом
определяется уровнем
речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и
письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него
будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением
и письмом.
Цель моего собеседования:
совместно
с учителем, психологом наметить воспитательную тактику, способствующую более
успешному обучению ребёнка в соответствии с его особенностями.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
- правильное
произношение всех звуков;
- умение
различать звуки речи на слух;
- владение
элементарными навыками звукового анализа;
- словарный
запас;
- грамматический строй речи;
- связную речь;
- речевую
коммуникацию;
- мелкую
моторику рук.
Звукопроизношение
В норме вся
звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5
- 6 годам он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
Приходя в школу,
ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой
речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение
элементарными навыками звукового анализа:
- умение
выделять начальный гласный звук из слова;
- анализ гласных
из трех звуков типа «ауи»;
- анализ
обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
- слышать и
выделять первый и последний согласный звук в слове;
- определять
количество и последовательность звуков в слове
- называть слова
на заданный звук.
- Дети должны
знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Словарный
запас
К
7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). В своей речи он должен активно
использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой – старый), синонимы
(например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова – действия, слова – признаки.
Ребенок
должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в
нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
образовывать прилагательные от существительных.
Грамматический строй речи
В норме к 6 – 7
годам у ребенка сформированы:
- умение
пользоваться развернутой фразовой речью,
- умение
работать с предложением,
- правильно
строить простые предложения,
- видеть связь
слов в предложениях,
- распространять
предложения второстепенными и однородными членами,
- работать с
деформированным предложением,
- самостоятельно
находить ошибки и устранять их,
- составлять
предложения по опорным словам и картинкам.
Связная
речь
К 7 годам
ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и
сказки. При пересказе обращается внимание:
·
на
понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
·
на
структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить
пересказ),
·
на
лексику (полнота использования лексики),
·
на
грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные
предложения),
·
на
плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
Речевая
коммуникация
·
ребёнок
должен быть достаточно активен в общении,
·
уметь
слушать и понимать речь,
·
строить
общение с учетом ситуации,
·
легко
входить в контакт с детьми и взрослыми,
·
ясно
и последовательно выражать свои
мысли,
·
пользоваться
формами речевого этикета.
Мелкая
моторика пальцев рук
Для
развития мелкой моторики необходимо рисовать, составлять орнаменты из палочек,
лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика,
конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами).
Учите
ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.
Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы помногу раз.
Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы
устной речи.
Чтобы
ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так
задаются образцы восприятия слова.
Чтобы
книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и
быть востребованной взрослым.
Так задаются образцы определенного жизненного стиля.
Готовы ли родители к школе?
·
Жертвовать
своим личным временем и
некоторыми привычками.
·
Сдерживать
свои эмоции.
·
Не
кричать, не унижать и не обижать.
·
Не
сравнивать своего ребенка с другими детьми.
·
Не
наказывать ребенка без причины.
·
Всегда
встречать ребенка из школы с улыбкой.
·
Быть
щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Комплексный
подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем
родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные
во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.
Восточная
мудрость гласит: отец выше ста учителей, а мать выше ста отцов!
Уважаемые
родители!
Если
ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной
помощи, не стоит надеяться на то, что он "вырастет, и сам научиться
говорить". Необходимо обратиться к логопеду!
Комментариев нет:
Отправить комментарий