ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ





ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ (ДИСЛАЛИЯ).

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Иннервация - обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.

Формы дислалии

Механическая дислалия вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения (укороченная уздечка языка, дефекты строения челюстей-неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение нёба - узкое или слишком высокое нёбо, толстые губы или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков).
Функциональная дислалия. Одна из распространенных причин - неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного периода "сюсюкают" с малышом, в результате чего у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения. Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Часто причиной дислалии является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха, снижением слуха. Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата:языка, губ, нижней челюсти.
Виды нарушений звука
Фонематические дефекты - замены звука, смешения звука.
Фонетические дефекты - искажения звука.
Причина искаженного произношения - недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики (например, движений языка). Фонетические нарушения - моторные (двигательные), антропофонические. Антропо (от греч. человек) - составная часть сложных слов, означающая "относящийся к человеку", "человеческий". 
Причина замены звуков - недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Дети не слышат различия между  звуком и его заменителем (например, "Л - Р"), фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При замене одной фонемы другой может меняться смысл слова (Лак - Рак). 
Причина отсутствия звуков - могут быть и та, и другая. Если у ребенка звуки одной группы заменяются, а другой - искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения.
Акценты в коррекционной работе:
  • при фонетических нарушениях -развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики;
  • при фонематических нарушениях - развитие речевого и фонематического слуха.
Уровни нарушенного произношения
1 уровень - полное неумение произносить правильно звук или группу звуков;
2 уровень - неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;
3 уровень - недостаточное дифференцирование близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении их правильно произносить.

Распространенность дислалии у детей

5 - 6 лет   27%
7 - 8 лет   19%
Старше    1%
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги! Чем раньше ребенок получит помощь специалиста (логопеда), тем меньше проблем у него возникнет в дальнейшем, при обучении в школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий