Для вас, родители!

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи
            Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и т.д.), заставляющими искать новые формы взаимодействия.
           Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими  знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере  речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.  Осознанное включение родителей в совместный с учителем – логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя – логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Одна из основных задач, стоящих перед детским садом, школой, - «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Практика работы доказывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития их детей. Повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
 Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.   « В сотрудничестве, под  руководством, с чьей – то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».  Как отмечал Л.С.Выготский - «процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства… органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т.е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу».
Участие родителей в учебном процессе создаёт благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей! Это участие более эффективно, если оно осознанно, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными. Семья может быть эффективным партнёром! Логопедическая работа зачастую устраняет лишь следствие основных проблем ребёнка, не воздействуя на их основную причину. Не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребёнка. Это зависит от его позиции по отношению к ребёнку, имеющему речевой дефект. Изучение родителей детей и семейной обстановки – неотъемлемая часть логопедической работы. Многолетний опыт работы с детьми свидетельствует о том, что значительная часть родителей показывает довольно низкий уровень педагогической наблюдательности. Такие родители не замечают (или не хотят видеть) особенностей личности своего ребёнка, не догадываются о том (или не хотят этого делать), что у него могут быть свои переживания. Беседуя с родителями, учитель – логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребёнка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение и, очень редко, недоразвитие лексико – грамматической стороны речи.
       Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками:
·  помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий с логопедом, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
·  согласовывайте с учителем – логопедом всю работу по воспитанию правильной речи;
·  совместно с педагогами воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
·  помните, что речевые нарушения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;
·  верьте в силы своего ребёнка, верой и терпением вселите в него уверенность в  исправление нарушения речи;
·  не следует все время поправлять ребёнка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
·  не фиксируйте внимание ребёнка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
·  родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми;
·  осуществляйте слуховой  контроль  за произношением, вырабатывая у ребёнка навык самоконтроля.

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя – логопеда с родителями заключается в  выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребёнком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико – грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно – образовательной программой.
Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может  помочь  устранению речевых дефектов, а значит способствовать полноценному школьному обучению.


Комментариев нет:

Отправить комментарий