Как подготовить ребенка к школе (советы родителям)

         Готовность к школе - это целый комплекс различных психологических качеств: наличие учебно-познавательных мотивов, признание авторитета учителя, умение сосредоточиться на решении поставленной задачи, необходимый уровень умственного развития. Важно знать, как относится ребенок к учению, хочет ли он стать умнее, узнать то, чего раньше не знал? Понимает ли он, что без учебы этого не достичь? Просит ли научить его чему-либо "школьному": читать, писать, считать? Задает ли вопросы об окружающем мире? Выслушивает ли ответы, уточняя то, что ему непонятно? Если познавательный интерес сформирован недостаточно, то стремление к знаниям будет отсутствовать. Общение с родителями - огромная ценность для ребенка! Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. Мощный источник познавательной активности - детская игра. Для формирования правильного отношения к учителю очень полезны игры в "школу". Большое значение имеет то, насколько сформировано у ребенка общее уважительное отношение к взрослым. Если он привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушать просьбы и указания, обращается на "ты", то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя. Большое значение для умственного развития имеют такие виды детской деятельности как рисование, конструирование, пересказ рассказов и сказок. Занимаясь с ребенком рисованием, не надо давать ему готовые шаблоны. Необходимо учить наблюдать за окружающим миром. Для развития образного мышления очень полезно конструирование. Можно предложить конструировать ребенку по образцу. Но можно конструировать  и по собственному замыслу. Постарайтесь натолкнуть ребенка на новые темы, , побуждайте разрабатывать идею как можно подробнее. Пусть он учится планировать предстоящие действия. Развитие образного мышления - одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и формируется умение вычленять основное содержание услышанного , следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли, а значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму. Ребенку полено предлагать придумывать собственные сказки и истории. Пока речь шла о тех психологических качествах, которые необходимы для овладения любым школьным предметом. Существует еще и "специальная готовность", относящаяся к отдельному учебному уроку, предмету. Мы поговорим только об одном из них - о подготовке руки ребенка к овладению письмом. 
        Чтобы легко управлять карандашом и ручкой, надо уметь совершать тонкие  и точные движения кистью руки, пальцами.    Начальные навыки управления мелкими движениями формируются у ребенка при использовании различных инструментов: молотка, ножниц, иголки, карандаша, кисточки. Рисование вносит свою лепту в подготовку к овладению письмом. Здесь также важна и лепка: работая с пластилином или  глиной, ребенок осваивает чрезвычайно тонкие и сложные движения. Опыт обучения первоклассника показывает, что если у ребенка сформирована общая готовность к школе и готовность руки к овладению письмом, то многих трудностей в обучении можно избежать. Чрезвычайно велика роль семьи в развитии речи ребенка. Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:

  • обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания;
  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
  • медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией;
  • отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое  и постепенное исправление его неправильного произношения;
  • приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда);
  • занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания, а также предупреждает невнятность речи;
  • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
                                      Успехов вам, уважаемые родители!

Комментариев нет:

Отправить комментарий