Педагогам! Особенности работы по совершенствованию лексического запаса и его логико-грамматического оформления

                                                                      "Родное слово - основа всякого 
                                                                        умственного развития и сокровищница всех знаний".
                                                                                                                                        К.Д.Ушинский

                                                             «Учить детей языку – это  значит учить их жизни».

КУЛЬТУРА РЕЧИ  - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ  КАЧЕСТВО
ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА.
           Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени  в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту,  дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Овладение речью – это способ познания действительности. Ученик хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает:  у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Детям необходимо создавать такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Второе условие  развития речи ребенка – создание речевой среды. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, художественная литература, телевидение, кино, театр.  А в школе, кроме того, речь учителей, речь, звучащая на уроках, язык учебников.

 Развитие речи учащихся: произносительный уровень, словарный уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, уровень текста.
          
произносительный уровень – дикция, орфоэпия, интонации, выразительность;
словарный уровень – обогащение словаря (усвоение новых слов и значений), активизация словаря;
морфологический уровень – образование новых слов, употребление частей речи, образование и употребление форм склонения, спряжения и т.д.;
синтаксический уровень- образование и употребление словосочетаний разных типов, образование и употребление предложений разных типов;
уровень текста – анализ образцов разных типов текста,  (повествование, описание, рассуждение)
                               изложение, сочинение;
           В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.
Из чего складывается словарная работа в школе?
 Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов.
 Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов.
 Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения.
 Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
За первый месяц обучения дети узнают около 60 слов и терминов  новых (азбука, большая буква, гласный, глухой звук и т.д.) А если взять тексты из учебников, то в течение только одного года обучения, мы наглядно убедимся, как быстро обогащается запас слов младших школьников. Вообще, уточнение словаря детей – постоянная задача учителя. Уточнение словаря проходит особенно эффективно в том случае, когда мы много работаем над обогащением языка детей синонимами и антонимами, причем единицей наблюдения является не слово, а целое словосочетание, слово в контексте. Большое значение имеет систематическая работа над многозначными словами, а также над употреблением слов в прямом и переносном смысле. Активизировать детский словарь – значит научить детей правильно, свободно и осмысленно пользоваться словом в своей речи, т.е. «перевести» слова из пассивного состояния в активное.  Для этого выполняются устные словарные упражнения (ответы на вопросы, составление плана, различного вида пересказы и пр.)
Высшим этапом развития речи учащихся – наличие творчества в их речевой деятельности. Это свободное использование каждым учеником в различных комбинациях лексического богатства и выразительности средств.
В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание), являются затруднительными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь разное содержание:
1.     Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
2.     Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
3.     Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, километр и др.
4.     Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно-орфографическую работу.
Приемы словарной работы
1.     «Догадайся сам и загадай своим друзьям».    Загадки. Ребусы, кроссворды.
2.     «Меткое слово».  (Развиваем  логическое мышление, учим детей  понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в своей речи).
Умный человек подобен роднику. Всякий человек в деле познается. Возьми книгу в руки – и не будет скуки  и т.д.
3.     «Найди ошибку». (Учим правильно сравнивать предметы, находить логические ошибки).
- Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шапкой,  а мухомор  несъедобный.
4.     Называние нового или трудного слова. Называние часто сопровождается показом объекта.
5.     Включение слова в предложение.
6.     Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос.
7.     В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения.
8.     Из звуков (букв) одного слова составить как можно больше слов. (Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред).
9.     Подобрать слова-антонимы.
10.   Работа над фразеологизмами: а) чувство локтя; б) светлая голова; в) золотые руки и т.д.
11.   Придумать как можно больше  предложений, состоящих из 4-х слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы: В, М, С, К. (Веселый мальчик смотрит кино).
12. «Сколько значений у слов?» (многозначные слова)
13. «Как растут слова?»  (корень, приставка, суффикс)
14.   Составление предложений по опорным картинкам.
15.   Составить предложения, используя следующие словосочетания  (высокие ели, веселая песня белый пароход и т.д.)
Дидактические игры – метод активизации словаря. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. Для словарной работы можно использовать следующие дидактические игры:
 - «Угадай, что изменилось?»   На доске написаны существительные, прилагательные, числительные и т.д. Одно убирается или добавляется.
 -  «Чудесный мешочек» - назвать предмет, определить его форму, из чего сделан.
 «Что одинаковое, что разное».
  - «Кому, что нужно».
  - «Кто, что делает?»     (для активизации глаголов: повар варит, учитель учит и т.д.)
   - «Говори, не торопись и смотри не ошибись». (Чистоговорки).
   -  «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь».  (Рассказы по сюжетным картинкам, придумать сказку – конец).
  - Придумать предложения со следующими словосочетаниями: а) дружный класс, чистый класс; б) родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола.
   - Превратить односложное слово в двусложное, перекидывая мяч.  (Зонт - зонтик, ключ – ключик).
   - Добавить слог.
   - Работа над ударением.  (Замок – замок, белки – белки и т.д.)
   - Придумать слово по схеме – хХх, ххХ.
   - Анализ слов – паронимов.
   - Исправить предложения,  если есть ошибки.  (Мальчик стеклом разбил мяч.  После грибов будут дожди. Коза принесла девочке корм.  Снег засыпало пышным лесом.)
   - Предлоги.  «Правда или шутка?» (Дед в печи, дрова на печи.  На столе сапожки, под столом лепешки.  Овечки в речке, караси у речки).
Необходимо поощрять  любую речевую активность ребенка!






Комментариев нет:

Отправить комментарий