"Родное слово - основа всякого
умственного развития и сокровищница всех знаний".
К.Д.Ушинский
«Учить детей языку – это значит учить их жизни».
КУЛЬТУРА
РЕЧИ - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КАЧЕСТВО
ОБРАЗОВАННОГО
ЧЕЛОВЕКА.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь,
овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его
речевое развитие. Наиболее важные ступени
в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и
школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими
средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного
стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие
речи и говорение. Овладение речью – это способ познания действительности. Ученик
хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по
теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.
Каковы же условия успешного развития речи,
формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие –
это потребность общения, или коммуникации. Детям необходимо создавать такие
ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед
необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание
поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Второе условие развития речи ребенка – создание речевой
среды. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей,
художественная литература, телевидение, кино, театр. А в школе, кроме того, речь учителей, речь,
звучащая на уроках, язык учебников.
Развитие речи учащихся: произносительный уровень, словарный уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, уровень текста.
произносительный
уровень – дикция, орфоэпия, интонации, выразительность;
словарный
уровень – обогащение словаря (усвоение новых слов и значений),
активизация словаря;
морфологический
уровень – образование новых слов, употребление частей речи,
образование и употребление форм склонения, спряжения и т.д.;
синтаксический
уровень- образование и употребление словосочетаний разных
типов, образование и употребление предложений разных типов;
уровень
текста – анализ образцов разных типов текста, (повествование, описание, рассуждение)
изложение, сочинение;
В развитии речи
выделяются три линии: работа над словом,
работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.
Из чего складывается словарная работа в школе?
Обогащение
словаря, т.е. усвоение новых слов.
Уточнение
словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов.
Активизация
словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого
учащегося, введение слов в предложения.
Устранение
нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
За первый месяц обучения дети узнают около 60 слов и
терминов новых (азбука, большая
буква, гласный, глухой звук и т.д.) А если взять тексты из учебников, то в
течение только одного года обучения, мы наглядно убедимся, как быстро
обогащается запас слов младших школьников. Вообще, уточнение словаря детей – постоянная
задача учителя. Уточнение словаря проходит особенно эффективно в том
случае, когда мы много работаем над обогащением языка детей синонимами и
антонимами, причем единицей наблюдения является не слово, а целое
словосочетание, слово в контексте. Большое значение имеет систематическая
работа над многозначными словами, а также над употреблением слов в прямом и
переносном смысле. Активизировать детский словарь – значит научить детей
правильно, свободно и осмысленно пользоваться словом в своей речи, т.е.
«перевести» слова из пассивного состояния в активное. Для этого выполняются устные словарные
упражнения (ответы на вопросы, составление плана, различного вида пересказы и
пр.)
Высшим
этапом развития речи учащихся – наличие творчества в их речевой деятельности. Это
свободное использование каждым учеником в различных комбинациях лексического
богатства и выразительности средств.
В зависимости от того, какие
именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы,
произношение, написание), являются затруднительными для учащихся, словарная
работа будет преследовать различные цели и иметь разное содержание:
1.
Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с
лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети
понимают неправильно.
2.
Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно:
усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование
которых вызывает у детей затруднения.
3.
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей
правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего
соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, щавель, ракушка,
портфель, километр и др.
4.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную
словарно-орфографическую работу.
Приемы
словарной работы
1.
«Догадайся сам и загадай своим
друзьям». Загадки. Ребусы, кроссворды.
2.
«Меткое слово». (Развиваем
логическое мышление, учим детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также
употреблять их в своей речи).
Умный человек подобен
роднику. Всякий человек в деле познается. Возьми книгу в руки – и не будет
скуки и т.д.
3.
«Найди ошибку». (Учим правильно
сравнивать предметы, находить логические ошибки).
- Белый гриб с толстой
ножкой, коричневой шапкой, а мухомор несъедобный.
4.
Называние нового или трудного слова.
Называние часто сопровождается показом объекта.
5.
Включение слова в предложение.
6.
Для активизации словаря хорош такой
прием, как вопрос.
7.
В некоторых случаях интерес к слову можно
усилить объяснением происхождения.
8.
Из звуков (букв) одного слова составить
как можно больше слов. (Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред).
9.
Подобрать слова-антонимы.
10. Работа над фразеологизмами: а) чувство локтя;
б) светлая голова; в) золотые руки и т.д.
11. Придумать как можно больше предложений, состоящих из 4-х слов. Каждое
слово в предложении должно начинаться с указанной буквы: В, М, С, К. (Веселый
мальчик смотрит кино).
12. «Сколько значений у слов?» (многозначные
слова)
13. «Как растут слова?» (корень, приставка, суффикс)
14. Составление
предложений по опорным картинкам.
15. Составить предложения, используя следующие
словосочетания (высокие ели, веселая
песня белый пароход и т.д.)
Дидактические игры – метод активизации словаря.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например,
закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. Для словарной
работы можно использовать следующие дидактические игры:
- «Угадай,
что изменилось?» На доске написаны
существительные, прилагательные, числительные и т.д. Одно убирается или
добавляется.
- «Чудесный
мешочек» - назвать предмет, определить его форму, из чего сделан.
«Что
одинаковое, что разное».
- «Кому,
что нужно».
- «Кто,
что делает?» (для активизации
глаголов: повар варит, учитель учит и т.д.)
- «Говори,
не торопись и смотри не ошибись». (Чистоговорки).
- «Если
ты подумаешь, то рассказ придумаешь».
(Рассказы по сюжетным картинкам, придумать сказку – конец).
- Придумать
предложения со следующими словосочетаниями: а) дружный класс, чистый класс; б)
родной язык, добыть «языка», прикусить язык, язык колокола.
- Превратить
односложное слово в двусложное, перекидывая мяч. (Зонт - зонтик, ключ – ключик).
- Добавить
слог.
- Работа
над ударением. (Замок – замок, белки –
белки и т.д.)
- Придумать
слово по схеме – хХх, ххХ.
- Анализ
слов – паронимов.
- Исправить
предложения, если есть ошибки. (Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Коза принесла
девочке корм. Снег засыпало пышным
лесом.)
- Предлоги. «Правда или шутка?» (Дед в печи, дрова на
печи. На столе сапожки, под столом
лепешки. Овечки в речке, караси у
речки).
Необходимо поощрять любую речевую активность ребенка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий